
Тем не менее, если отмеченный выше контрольный результат по кучности на дистанции 52,5 м получен, только тогда можно стрелять утку на расстоянии 50–55 метров дробью 4, но не ниже 5, однако лучше зарядами «магнум» с навесками дроби 48–53 грамма и, разумеется, «влёт»!
информация о которых опубликована в ноябрьском выпуске журнала «МастерРужьё» за 2009 год. Но в любом случае, с точки зрения автора, это уже другое, более ограниченное поле применения дробовых патронов, и об их универсальности не может быть и речи.
Хотелось бы предостеречь коллег по охоте и, кстати, работников прилавка охотничьих магазинов от необоснованного оптимизма, будто сейчас при желании можно получить любую кучность! Автор пока не успел опробо вать патроны «СКМ индустрия – дальний выстрел»,
С целью проверки ружья и боеприпасов для стрельбы на полсотни метров я в течение многих лет использую следующий способ. Определяю кучность боя на дистанции 52,5 м (52,5 м в данном случае 35 м х 1,5). Если кучность равна 40–50%, данный результат следует считать отличным для стандартных патронов и выдающимся для зарядов «магнум». Необходимо сразу отметить, что такой результат достижим лишь при условии применения очень ровной твёрдой дроби. В противном случае кучность на дистанции 52,5 м не превысит 30–32 %.
Для мягкой дроби падение кучности будет значительно выше, и это много раз проверено автором при пристрелках.
В соответствии с литературными данными (Крейцер) увеличение дистанции стрельбы в полтора раза влечёт падение кучности твёрдой дроби в 2 раза.
да». А это значит, что от оружия во всех перечисленных случаях требуется кучный и, разумеется, резкий бой, равномерная осыпь с тенденцией хорошего сгущения к центру. Тем, кому хотелось бы возразить против требования сильного сгущения дробовой осыпи к центру, надо задать лишь один вопрос: на каком же расстоянии хотелось бы надёжно поражать, например, северную упитанную утку на открытой воде? Если на 25–30 метров, то можно и без сильного сгущения. Если же на 45–55 метров, то в «лучшем» случае удастся только калечить дичь.
По моим многолетним наблюдениям и контактам с многочисленными охотниками в районах Сибири, большинство из них занимаются охотой на уток. При этом очень популярной является позднеосенняя охота на проходную северную утку на открытой воде. Отстрел гуся проводится в основном попутно, хотя весьма ограниченное число охотников занимаются специальной охотой на гусей. В таёжных районах производится и охота на боровую дичь (тетерев, глухарь, рябчика оставим в покое), при этом в основном используется метод «с подхо-
Объём одной журнальной статьи не позволяет показать все результаты пристрелок, тем более что общее количество выстрелов при пристрелках не уложить и в тысячу. Однако сделать основные выводы при такой статистике можно вполне обоснованно. Но перед тем как перейти к изложению выводов, хотелось бы дать своё определение хорошего боя дробового ружья.
При пристрелках применялся набор сменных дульных насадок от цилиндров до чоков с максимальным сужением 1,4 мм, в том числе с удлинением от 5 до 12,5 см. Естественно, что все перечисленные ружья 12-го калибра.
В настоящее время используются полуавтомат «Фабарм» со стволами 71 см (сменные дульные насадки) и 90 см («супергусь» со специальным пологим дульным сужением 1 мм); полуавтомат «Браунинг АВТО-5» со стволами 71 и 81 см с фиксированными дульными сужениями 0,8 и 1 мм; вертикалка «Фабарм» со стволами 71 см, сменные дульные насадки; горизонталка F.W. Kessler (Германия, г. Зуль, крупповская сталь 3 кольца, стволы 71 см с сильными дульными сужениями 1,15 и 1,35 мм).
Вполне естественно, нельзя говорить о патронах в полной изоляции от оружия, из которого они будут отстреляны. Поэтому поясняю, что ранее я охотился и проводил пристрелки из ружей «Зауэр» 18 модели, ИЖ-54, ИЖ-12, ТОЗ-34 и ИЖ-25.
С поступлением на рынок импортных патронов, в том числе «Винчестер», «Мираж-клевер», РС-1, а также патронов фирмы «Динамит-Нобель» и других, появилась реальная возможность объективно сопоставить отечественные и импортные патроны, а также сравнить патроны самозарядные со всеми перечисленными выше.
С появлением патронов «тайга» на нашем рынке произошла революция. Все патронные фабрики перешли на импортные компоненты, исключая дробь, и это сказалось на качестве отечественных дробовых патронов.
Позднее, с появлением полуавтомата МЦ-21, наши патроны заводской зарядки, мягко выражаясь, испортили. Причина проста: вместо войлока использовались древесноволокнистые пыжи, а соотношение веса пороха и дроби стало просто несуразным. Для надёжности автоматики МЦ-21 резко возросла навеска пороха, что привело к существенной потери кучности боя и равномерности осыпи.
Через несколько лет появились и отечественные заряженные патроны с дымным и бездымным порохом «сокол». Бой этих патронов был вполне терпимым, так как заряжены они были классически: картонная прокладка на порох, войлочный пыж, снова прокладка и далее дробь, закрутка. Я в те годы стрелял из ИЖ-54, пробовал оба варианта отечественных заводских патронов и получал вполне приемлемый для своего ружья результат.
Бой этих патронов мы проверяли со штучным французским короткоствольным ружьём «Гунар Париж», оба ствола которого были полными чоками. Результат был великолепным: осыпь равномерная, с отличным поражением центра мишени. Никакие попытки приблизиться к этому результату не увенчались успехом, так как в нашем распоряжении были только металлические гильзы, дымный порох, самодельные войлочные пыжи, картонные прокладки и, разумеется, мягкая дробь, которая в то время вообще была большим дефицитом. Папковая же гильза была лишь экзотической мечтой. Имеющиеся в нашем распоряжении несколько десятков гильз с наковаленками под капсюль «центробой» не могли обеспечить наши потребности, так как ежегодное количество выстрелов измерялось, как минимум, несколькими сотнями. Охотились мы в пойме реки Оби и на Барабинских камышовых озёрах, в том числе на знаменитом озере Чаны.
Несколько слов о собственном опыте. Мой охотничий стаж превышает полвека, а первое ружьё, бельгийскую горизонталку 12-го калибра свитыми стволами, мне подарил отец в возрасте 9 лет. Отец был выдающимся стрелком «влёт», через его руки прошли такие ружья, как «Франкотт», несколько «зауэров», в т.ч. штучных и др. Дробовая стрельба была главным «хобби» в его жизни, при этом преобладали охота на уток на открытой воде и охота на пролётных гусей. Будучи в этом плане человеком честолюбивым и общепризнанным авторитетом, он лучше других понимал цену хорошему дальнему выстрелу. Рядом с отцом мне ещё в ранней юности удалось пройти свои охотничьи университеты, в том числе научиться добротно снаряжать патроны. Скажу сразу, готовые заряженные патроны я впервые увидел после войны, их привезли из Германии. Они были в красивых папковых гильзах. Применяемый в них порох отец называл «полудымным».
Меня, как и многих других читателей охотничьих изданий, затронула дискуссия о том, нужно ли самостоятельно заряжать дробовые патроны или лучше покупать патроны заводской зарядки и, как говорится, не выдумывать.
Снаряжение дробовых патронов